на сайт Авторевю
На главную страницу
 

Поиск по сайту


Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Подписка

Изменение параметров


RSS подписка на новости

Грузовики и автобусы





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования






Подшивка / 2007 год / №2, АР №4 (375)  / Водомёты для ОМОНа
Федор ЛАПШИН, фото автора и из архива редакции

Хорошо бы, если б машин, о которых пойдет речь, вообще не было! Но они, увы, есть — даже в самых демократичных странах. Потому что неуправляемая толпа, будь то демонстранты или футбольные болельщики, может натворить немалых бед. И если ситуация выходит из-под контроля, ее приходится тушить. В самом прямом смысле слова — с помощью мощных водометов.

В конце прошлого года в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что российское МВД получило три новейших водомета Лавина-Ураган для разгона демонстраций. Вот она, Лавина-Ураган, на нашем снимке: окна зарешечены, на крыше два ствола с прожекторами и видеокамерами, на «носу» — еще два ствола и нож-отвал с гидроприводом. Ужас, одним словом.

Газеты начали ехидничать по поводу «охлаждения буйных голов», но нас интересовало другое: что это за машина? Как она устроена? Чем отличается от аналогов? А познакомившись с новинкой при помощи специалистов НПО Спецтехника и связь МВД РФ, мы решили рассказать и о других таких конструкциях, которых в мире полным-полно. Только о них мало кто знает, поскольку они скрыты за семью печатями — в полицейских и милицейских гаражах...

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Я вас очень прошу: никогда не ходите на митинги, демонстрации, да и на любые многолюдные сборища. Какой бы ни была их цель. Дело в том, что 20 лет назад, во время службы во Внутренних войсках МВД, меня учили «ликвидировать массовые беспорядки» — а проще говоря, разгонять демонстрации...

Первым на площадь, где буйствовала толпа, выполз БТР-80 — без пулемета, но со включенной сиреной. Его экипажу был дан приказ: «Не останавливаться ни при каких обстоятельствах. Даже если будут бросаться под колеса!» Следом шли два пожарных Урала с зарешеченными окнами: они синхронно развернулись вправо и влево — и начали поливать толпу струями воды из лафетных стволов на кабинах.

Опешившие демонстранты кинулись врассыпную — и тут в образовавшийся проход ворвались мы: по четверо в ряд, с опущенными забралами касок, мертвой хваткой держа друг друга под локти, прикрываясь от града камней пластиковыми щитами с красивым названием «изделие Витраж». В центре — омоновцы, по краям — солдаты. Омоновцы рассыпались и начали метить спины демонстрантов меловыми крестами, а мы выхватили дубинки…

К счастью, тогда это были лишь учения: роль демонстрантов играли коллеги-милиционеры (но орали и кидались камнями они по-настоящему!), а «улицы» и «площади» были размечены флажками в карьере, скрытом от посторонних глаз.

И все равно — страшно, братцы. Даже если смотришь на ситуацию сквозь пластиковое забрало. Или сидишь в кабине грузовика с водяной пушкой на крыше.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ В ГЕРМАНИИ

О существовании полицейских водометов советские граждане узнали из газет, где появлялись фотографии людей, бегущих от водяных струй. Заголовки гласили: «Расправа над участниками мирной демонстрации», «Хочешь мира — получай дубинкой», «Водометы против демонстрантов».

Первый водомет появился в Берлине в 1931 году: он был построен на шасси пятитонного грузовика Mercedes. Обратите внимание: шины здесь не пневматические, а литые, пулезащищенные
Люди читали и качали головой: ай, какой кошмар в странах капитализма творится! И, в общем, были недалеки от истины...

Родиной водометов стала Германия: в 1931 году, когда безработные бунтовали на улицах, у берлинской полиции появился первый такой автомобиль. Он был построен на базе грузовика Mercedes и представлял собой гибрид поливальной машины и броневика. Сзади располагалась цистерна с водой, кабина была обшита стальными листами, а над ней возвышалась вращающаяся башенка с брандспойтом: включил насос — и недовольных смыло!

Потом к власти пришел Гитлер, бунты утихли. Но стоило Германии после войны разделиться на Восточную и Западную, как водометам вновь нашлось применение.

При этом их конструкция была усовершенствована: насос приводился в дейст­вие автономным мотором (чтобы не отбирать мощность у основного: «тушение»-то производится прямо на ходу!), вместо одной башенки стали ставить две, появились громкоговорители и форсунки по бокам, откуда тоже била вода.

В послевоенной ФРГ водометов было построено столько (причем на самых разных шасси: Magirus, Merсedes, MAN, Bussing, Ford), что во времена затишья власти даже поручали полицейским возить питьевую воду и поливать улицы! А позже многие машины, списанные из полиции, были перекрашены в красный цвет и еще долгое время служили в пожарных частях. Да и какая, собственно, разница, что поливать — демонстрации или горящие дома?

Типичный водомет послевоенной ФРГ — Magirus Mercur образца 1962 года При виде такой башенки становится не по себе
«Пушкари» вели стрельбу, вставая на сиденья Интерьер кабины типичен для грузовиков тех лет

«БРОНИРОВАННЫЕ ЧЕРЕПАХИ»

Полицейский прогресс достиг своего пика в 70—80-х, когда на свет появились «бронированные черепахи». Первые такие машины были построены для Западного Берлина: базой служило мерседесовское шасси, сзади располагалась цистерна на 4,5 т воды (что не очень-то и много по нынешним меркам), а вместо кабины стояла бронекоробка из 7-миллиметровой стали с щелочками вместо окон. Это чудовище могло разгоняться аж до 85 км/ч, но при этом расходовало 50 л солярки на 100 км, да еще и норовило перевернуться на поворотах.

Позже, глядя на немцев, подобный транспорт начали заказывать и другие, весьма отдаленные от Европы страны — Чили, например, или Алжир. А настоящим профи в деле «водометостроения» стала австрийская пожарная фирма Rosenbauer: она предлагала сразу семь различных моделей — от Унимога с 3,5-кубовой цистерной до забранных в броню монстров, в которых даже вблизи невозможно было узнать Мерседесы.


Шедевр полицейской мысли конца восьмидесятых — бронированный Rosenbauer RWD 10000 на шасси Mercedes

Тем временем технический прогресс не стоял на месте: если вначале «пушкари» наводили стволы вручную, то на Розенбауэрах уже стояло дистанционное управление — с помощью кнопок и джойстиков. Помимо цистерны с водой появились баки с пенообразователем (тушить горючую смесь с помощью форсунок под шасси), красителем и ирригантом (а проще говоря, слезоточивым газом). То и другое добавляется в воду для пущего эффекта, а газ может еще и распыляться из форсунок по бортам!

1982 год, антирейгановская демонстрация в Берлине. На посту — «бронированная черепаха» В Польше демонстрантов сначала разгоняли такими страшилами на шасси Steyr... ...а потом — «поливачками» Hydromil собственной конструкции

Перед бампером начали монтировать «бульдозерный» отвал, позволяющий сметать баррикады, а на крыше появились видеокамеры: они позволяют записать процесс «усмирения» и выявить зачинщиков. В общем, как писали советские газеты, «к расправе все готово: так встречают борцов за права человека». Но мало кто знал тогда, что подобные машины были и в социалистических странах!

В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА

Первый «социалистический водомет» появился опять же в Берлине — только уже Восточном и послевоенном. Тогдашнее правительство так боялось массовых побегов на западную сторону, что в спешном порядке создало водомет (причем укрытый металлическими листами — правда, не из бронестали) на базе капотного грузовика IFA G5. Местное население ехидно называло эти броневики Arbeiterwaschmaschinen — что-то вроде «головомоек для рабочих».

В то время как фирма Ziegler выпускала незащищенные водометы WaWe 9000 для Германии... 1961 год, ГДР, пропускной пункт «Чек-Пойнт Чарли». На страже социализма — водомет IFA G5 ...Rosenbauer строил на тех же шасси Mercedes «бронечерепах» для «диктаторских режимов»

В пятидесятых годах немцы подарили парочку таких водометов Польше: учитесь, мол, как население укрощать надо! А поскольку братья-поляки и без того любили помитинговать, в 1973 году там была создана собственная конструкция Hydromil — от слов hydro, «водяной», и milicia, «милиция». Вначале «хидромили» строились на шасси грузовиков Star (причем два таких экземпляра в качестве «ответного подарка» были посланы в ГДР).

Затем поляки купили в Австрии водометы на шасси Steyr, которые получили проз­вище «жуть милицейской моды». А уже глядя на них, местные конструкторы создали модель Hydromil 2 — с цистерной на 8000 л воды и на шасси Jelch.

В девяностых, когда начался развал социализма, такие «хидромили» вовсю поливали польских демонстрантов, но ездили они не лучше берлинских «черепах». По­пробуйте-ка на шасси двухосного грузовика нахлобучить бочку с водой, мотопомпу, обвесить конструкцию броней, да еще заставить ее ездить!

ОТ ТАЙФУНА — К ЛАВИНЕ

В советские времена, когда о бунтах у нас никто и не помышлял, милиция «в крайних случаях» привлекала пожарных. Например, в редакции есть снимок 1968 года с подписью «Милиция и войска разгоняют гулянья крымских татар», где дядя-милиционер поливает толпу из рукава, идущего к пожарной автоцистерне на базе древнего МАЗ-205.

Вначале милиция переоборудовала для своих целей обычные пожарные машины (г. Николаев, Украина) Москва, путч 1993 г.: «путчист» дает водителю пожарного водомета платок, чтобы тот стер кровь с лица, порезанного осколками стекла

Но когда в стране начались серьезные беспорядки, стало ясно, что никакие пожарные ЗИЛы и Уралы, даже зарешеченные, не помогут. Да и сами «пожарки» оказались плохо приспособлены для милицейских нужд — хотя бы потому, что не могут вступать в бой с ходу.

Пришлось в срочном порядке закупать у поляков партию «хидромилей» (продавцы упоминали о 20 купленных экземплярах, но, видимо, выдавали желаемое за действительное). Вскоре выяснилось, что «хидромили» перетяжелены и неуклюжи, да и помпа там чересчур слабая — она приводилась от автономного четырехцилиндрового двигателя и выдавала всего 26 л воды в секунду.


В середине девяностых парк ОМОНа пополнился водометами Лавина на шасси БАЗ

Поэтому было решено начать разработку собственной конструкции. Первый водомет, который начали строить в тогдашнем ВНИИ Спецтехники МВД, назывался Тайфун-К и базировался на шасси мазовского ракетоносца Ураган. Я застал ту машину: в середине девяностых она доживала свой век на территории института, в овраге близ станции метро «Ботанический сад»...

Лавина-М образца 1994 года отличалась отвалом и обилием дополнительного вооружения Лавина в действии — на учениях перед празднованием 300-летия Санкт-Петербурга (фото газеты «Защитник родины»)

Но тут Белоруссия стала независимой, и поступил новый приказ: подыскать аналогичное шасси российского производства. В результате за основу был взят брянский БАЗ (тоже ракетоносец, между прочим) и на его шасси создан водомет Лавина.

На Лавине стояли сразу три (!) двигателя: два камазовских приводили в движение колеса, еще один, зиловский, — насосную установку. Кабина, сваренная из бронестали, защищала экипаж от автомата Калашникова (чего не обеспечивал ни один зарубежный аналог), а главное — Лавина грозно выглядела и обладала отличной проходимостью. Говорят, когда Борису Ельцину показывали Лавину в сравнении с «хидромилем», тот позорно забуксовал на армейском полигоне. А Лавина вытащила «поляка» из грязи — и готова к бою!

Всего, по нашим данным, Дмитровский завод МВД (расположенный аккурат рядом с автополигоном, забор в забор) построил около трех десятков Лавин — в основном на «коротком» шасси, с цистерной на 8000 л воды, хотя были и «длинные» экземпляры, с цистерной на 10000 л.

Отдельного упоминания заслуживает Лавина-М, нашпигованная вооружением так, что походила на передвижную крепость из фильма «Универсальный солдат».

Перед бампером стоял отвал, на крыше — два трехствольных гранатомета (стреляли они, разумеется, не боевыми гранатами, а светозвуковыми или со слезоточивым газом Черемуха), по бортам — три системы отстрела боеприпасов (опять же газовых или с резиновыми пулями). В «корму» вмонтировали установки для дымзавесы (!), а по периметру выбрасывалась «газовая защита», окутывающая машину в радиусе 2,5 м. Да еще Муромский радиозавод (его спецсигналами оснащались правительственные ЗИЛы) предоставил громкоговорящую установку СГУ-500 мощностью аж 500 ватт. Такая ка-ак рявкнет!

Водомет по-белорусски В Минске правопорядок охраняет монстр, переделанный из аэродромного пожарного МАЗа

Но, к счастью, ни этот монстр, ни обычные Лавины ни разу не «вступали в бой». Чтобы остудить пыл митингующих, им достаточно было хмуро выползти на площадь...

ЛАВИНА-УРАГАН

Прошедшие годы взяли свое: Лавины, стоя в милицейских гаражах, пришли в негодность. По нашим данным, сегодня на ходу находится не больше шести экземпляров!

  Видеомагнитофон укреплен под потолком «Мне сверху видно все» — через мини-камеры

А поскольку лавиновское шасси было не только нестандартным, но и негабаритным (его ширина — три с лишним метра), бывший НИИСТ МВД, ныне переименованный в НПО Спецтехника и связь, создал полностью новую модель — более компактную и ремонтопригодную.

«Пушкари», сидящие сзади, управляют стволами каждый со своего пульта с видеоэкраном В отличие от большинства пожарных машин, насосом здесь управляют, не вылезая из кабины
Под бампером — два дополнительных ствола «Пушки», прожекторы, видеокамеры, 500-ваттные динамики... Не стой на пути!

Новинку построили на «крановом» шасси Урал-532365 — с 300-сильным двигателем ЯМЗ-7601 и кабиной, вынесенной вперед. В результате по длине машина получилась почти такой же, как «короткая» Лавина (9,9 м), зато ее ширина уже вполне стандартная — 2,5 м.


Лавина-Ураган построена на тяжелом «крановом» шасси Урал

Оборудованием на этот раз занялся Варгашинский завод — тот самый, где строят пожарные автомобили. В Варгашах на шасси поставили цистерну объемом 9000 л, баки для красителя, пенообразователя и слезоточивого газа, смонтировали пожарный насос НПЦ-60/100 с приводом от автономного двигателя ЯМЗ-236, поставили четыре ствола — причем уже не с ручным, а с «кнопочным» приводом. И забронировали кабину по классу защиты 2а — от охотничьего ружья.

Если заглянуть в отсеки по бокам... ...видны водяной насос... ...баки со «спецсредствами» и автономный дизель

Но стоит взглянуть на машину внимательно, как сразу же обнаруживается конструкторский прокол. Обычно у водометов так закрывают ручки и ступени, чтобы бунтовщики не могли взобраться сюда. Здесь же вход не просто открыт, но и снабжен удобной площадкой! А второй момент, который сразу же бросается в глаза, — удручающее качество исполнения. Снаружи сквозь краску местами проступает ржавчина; обшивка кузова сделана весьма грубо, а интерьер кабины прямо-таки убогий. Многочисленные блоки и пульты нагромождены друг на друга, ворсистая обивка отстает...


Две серийные Лавины-Ураган. Громкоговорители на крыше стали меньше, зато появились задние двери кабины

То, что на машине есть многоканальное видео с камерами по всему периметру, — это хорошо. Но «видик» и экран закреплены под потолком кустарно — причем, если неосторожно открыть защелку складного экрана, он со всего маху ударит по голове! А что за планка на полу кабины валяется? Оказывается, кусок обшивки видеомагнитофона отвалился...

За задней дверцей — «оружие пролетариата». На всякий случай! Качество отделки салона удручает Над колесами — форсунки пожаротушения
На крыше — гранатомет для отстрела светозвуковых боеприпасов и гранат со слезоточивым газом В «корме» машины есть оборудование для забора воды  

«Заводчане торопились с постройкой опытного образца, — вздыхают специалисты. — Вот и результат». Да уж. Может, серийные экземпляры (а их поставка уже началась) сделаны аккуратнее?

ОМОН ПО-ИЗРАИЛЬСКИ

Есть у нашего ОМОНа и другие водометы — производства израильской фирмы Beit Alfa Technologies, на базе грузовиков Mercedes Axor турецкого производства.

Интересно, что вначале израильтяне продали нам не очень подходящий экземпляр — небронированный и на заднеприводном шасси. Но затем были поставлены еще семь водометов, доработанных по требованиям МВД — бронированных, полноприводных и с зеркалами, забранными решетками.


Израильские водометы для ОМОНа: слева — опытный, на шасси 4х2, справа — серийный, полноприводный и бронированный

Израильская модель разительно отличается от Лавин! Прежде всего она выглядит, как говорят компьютерщики, users friendly, «дружелюбно к пользователю» (что в данном случае скорее минус: демонстранты ее вряд ли испугаются). Пушек всего две, и цистерна меньше на треть. Зато верхний ствол поворачивается на 360 градусов, а благодаря компактному шасси водомет получился очень маневренным. Экипажу здесь не в пример комфортабельнее, управление «спецтехникой» намного проще... И качество исполнения разительно отличается от отечественного.

Управление передней «пушкой», светом и отвалом Над головой водителя — экран заднего вида Все надписи — по-русски. Даже на дисплее
«Видик» очень компактный Интерьер привычен — если не считать решеток на окнах «Детки» — в клетке! Обратите внимание на закрытые ручку двери и подножку

Однако цена ощутимо выше: если Лавина-Ураган стоит 9 млн рублей (около $350000), то водометный Axor — 11 млн (около $420000)

«Пушка» вращается «шайбой» по центру пульта, а поднимается-опускается рукояткой справа «Пушка» работает в трех режимах — непрерывном, короткими и длинными импульсами
Вода бьет из носовой «пушки». Уходи с дороги! К воде могут добавляться краситель и перцовый аэрозоль (на снимке — модель на шасси MAN)

Кстати, израильтяне обеспечивают своей продукцией и другие страны бывшего Союза. Так, недавно аналогичные Мерседесы разгоняли демонстрацию в Баку, а в Узбекистан и Казахстан поставлены машины на базе КАМАЗов. Переворачивайте страницу!


Водомет в действии: включены верхний ствол и система пожаротушения, заливающая машину пеной

ВИПАДКИ МАССОВИХ ЗАВОРУШЕНЬ

Знаете, что это? По-украински — «случаи массовых беспорядков»... Аккурат во время этих самых «заворушень», сопровождавших «оранжевую революцию», в Киеве появились невиданные водометы: серые — на базе КрАЗов и синие — на камазовском шасси. Оказалось, поставило их КБ Пожспецмаш (бывший завод Пожмашина) из города Прилуки.

Этот водомет на шасси КАМАЗа сделали израильтяне для южных республик бывшего Союза... ..а этот — фирма Пожспецмаш для Украины

Страшненькие с виду КрАЗы называются АВС-30 и устроены довольно примитивно: ствол здесь всего один и с ручным управлением. Правда, местная пресса утверждает, что такого автомобиля «немаэ нi в Россii, нi в Польщi»... Подумав, мы согласились: наши недавние испытания КрАЗа показали, что другого столь древнего грузовика в СНГ точно нет. Вот уж точно жуть милицейской моды!

Зато аналогичные КАМАЗы (АВС-40) построены на удивление аккуратно и оборудованы как следует: у них есть и отвал, и различные «спецсистемы», и даже откидные щиты по бортам, за которыми могут прятаться милиционеры.


Гроза киевских демонстрантов — АВС-30 на базе полноприводного КрАЗа

Вот только уж больно похожи эти машины на те, что производятся польским заводом ISS на французском шасси Renault Kerax (те машины называются Tajfun). Даже окраска такая же! Похоже, украинцы попросту постарались аккуратно скопировать понравившуюся конструкцию...

Украинская модель очень похожа на польский водомет Tajfun

ВОКРУГ СВЕТА

Собственно, водометам можно посвятить еще не одну страницу: моделей масса, и практически все они строятся по индивидуальным заказам.

В Чехии несут службу бронированные Татры, в Австрии — переделанные до неузнаваемости Скании, во Франции — древние «круглоносые» Мерседесы, в канадском городе Онтарио — здоровенный аэродромный Oshkosh.

«Боевая машина» Armet: в центре — цистерна, за ней — мотопомпа, сзади — места для полицейских Во Франции служат древние Мерседесы с кабиной из броне­стали и израильским оборудованием Бельгийская полиция только что закупила новейшие водометы Ziegler

А вот Германия давно уже не является «законодателем моды»: там на вооружении стоят машины Wasserwerfer 9000 (сокращенно WaWe), созданные пожарной фирмой Ziegler еще в конце семидесятых. На «общемировом» фоне они выглядят весьма скромно: ни бронезащиты, ни видеокамер, ни форсунок под днищем. Впрочем, уже известно, что в 2008—2012 годах эту модель сменит новая и при этом число водометов будет сокращено со 116 до 86 (это на маленькую-то Германию!).


Сделано в Южной Корее: Soosan на базе Daewoo

А фору по части технологий нынче могуть дать Бельгия и Голландия. В АР №1, 2006 мы уже рассказывали о голландских машинах Terberg на агрегатах Volvo FH, а в соседней Бельгии на боевое дежурство только что встали новейшие машины Ziegler. Их облик настолько необычен, что мы так и не смогли угадать марку шасси! Можем лишь процитировать официальные данные: двигатель, отвечающий нормам Euro 4, развивает 390 л.с., экипаж — 5 человек, объем водяного бака — 9000 л. Цена — аж миллион евро.

Паспортные данные
Модель RWD 10000 Лавина (Лавина-М) Лавина-Ураган RCU 6000-1 RU АВС-30 АВС-40
Год выпуска (ориентировочно) 1990 1994 2006 2006 2003 2004
Страна Австрия Россия Россия Израиль Украина Украина
Производитель Rosenbauer Дмитровский завод МВД Варгашинский завод ППО Beit Alfa Technologies Пожспецмаш Пожспецмаш
Колесная формула 6х6 или 6х4 8х8 8х8 4х4 6х6 6х6
Шасси Mercedes SK 2629 БАЗ-6953 Урал-53236 Mercedes Axor 1828 КрАЗ-63221 КАМАЗ-43118
Объем цистерны для воды, л 10000 7500 (10000) 9000 6000 7000 6000
Емкости  
для активных составов есть есть есть есть есть есть
для красящего вещества есть есть есть есть есть есть
Насосная установка, привод автономный, Mercedes автономный, ЗИЛ автономный, ЯМЗ автономный автономный автономный
Производительность, л/сек 40 40 60 46 60 40
Количество лафетных стволов 5 4 4 2 1 2
Максимальная дальность «стрельбы», м 60 60 60 60 60 50
Бронирование кабины есть есть есть есть есть есть
Система видеонаблюдения есть нет (есть) есть есть есть есть
Система пожаротушения есть нет (есть) есть есть есть есть

Остается надеяться, что после прочтения этой статьи у читателей отпадет всякая охота участвовать в «массовых беспорядках». А если уж и выходить на демонстрации — то зимой. Потому что при температуре ниже нуля градусов эксплуатация водометов запрещена...


Кстати...

Вот что писала советская пресса в восьмидесятых годах о новой полицейской машине из Англии: «Внутри бронированного монстра могут разместиться 12 полицейских, которые поливают пулями демонстрантов через 18 бойниц. К их услугам 16 гранатометов, радио- и телевизионные устройства, приборы ночного видения. Через корпус крепости на колесах может пропускаться ток напряжением 8 тысяч вольт. Англия намерена экспортировать «чудо карательной техники» военно-диктаторским режимам». Конечно, насчет 8 тысяч вольт корреспондент явно преувеличил (на корпус подавались кратко­временные 220-вольтовые разряды), но все остальное — сущая правда. Автомобили, постройкой которых занималась британская фирма Locomotors, базировались на шасси полноприводных грузовиков Bedford. Всего было построено 9 экземпляров: восемь ушли в страны Ближнего Востока, а один остался в Англии и сейчас находится в частном владении. (Недавно он снимался в телепрограмме, где таранил на полном ходу щитовой домик.)


В восьмидесятых годах англичане построили 9 таких «бронекрепостей». А французская фирма Labbe (которая и сделала рисунок) хотела их скопировать

Даже сегодня оснащение этой машины впечатляет. На борт ведет приставная лесенка, внутри — десятки пультов. Есть даже туалет!

Позже конструкцию броневика хотели «один в один» скопировать французы, но, похоже, до постройки дело так и не дошло.

Конечно, сегодня время подобных монстров уже ушло. А если на свет и появляются «универсальные машины» для разгона демонстраций, то устроены они более скромно.


Вторая жизнь БРДМ

Если приглядеться, в этом броневике с надписью Policie на борту можно узнать наш БРДМ. Оказывается, чехи оборудовали старую армейскую бронемашину двигателем Renault, поставили на нее большое бронестекло, «мигалку» — и смонтировали мощный таран. Которым, судя по вмятинам и царапинам, пользовались, и не раз...