на сайт Авторевю
На главную страницу
 



Поиск по сайту


Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Подписка

Изменение параметров


RSS подписка на новости

Грузовики и автобусы


Авторевю


Авторевю UA



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования




Подшивка / Подшивка Грузовики и автобусы / 2012 / Грузовики и автобусы №10

Без троллейбусов




Геннадий БОРИСОВ, фото автора

Ликинский автобусный завод, расположенный в Ликино-Дулеве под Москвой, отпраздновал 75-летие: в канун юбилея мы побывали там и познакомились с новинками, включая электробус. А вот троллейбусов здесь уже не делают...

Почему новейший электробус ЛиАЗ-6274 наклонился на один бок? Идет демонстрация системы электронного регулирования подвески kneeling! В «горбе» на крыше — аккумуляторы

Вообще-то ЛиАЗу как автобусному заводу не 75 лет, а всего 54 года. На момент открытия, в 1937 году, он назывался ЛОЗОД (Лесохимический опытный завод облагораживания древесины), и как раз здесь делали шпалы для первой линии московского мет­ро от Сокольников до Парка Культуры. В 1944 году завод сменил профиль, а вместе с ним и название — на ЛиМЗ, Ликинский машиностроительный.

И только в 1958 году, когда было решено передать сюда с московского ЗИЛа производство автобуса ЗИЛ-158, завод превратился в Ликинский автобусный.

В кабине электробуса — «электрощиток» приборов

На легендарном ЛиАЗе-677, первой самостоятельной разработке завода, я в свое время учился в автошколе, и — вы не поверите! — получал удовольствие от вождения. Даже несмотря на то, что дышал выхлопными газами, проникающими в кабину, жарился рядом с раскаленным двигателем, слушал садистскую какофонию «блюмкающей» на холостом ходу трансмиссии, а в поворотах изо всех сил старался не положить на бок валкий «шестьсот семьдесят седьмой».

С той моделью связана забавная история: появление ЛиАЗа-677 в автобусных парках благоприятно повлияло на семейную жизнь водителей! Знаете, почему? Работая на предшественнике ЗИЛ-158 без гидроусилителя руля и с механической коробкой передач, водители выматывались так, что дома не были способны ни гвоздь забить, ни мусор вынести. А на ЛиАЗе-677 были и гидроусилитель руля, и коробка-автомат.

Одна из новинок — низкопольная «гармошка» ЛиАЗ-621371 с газовым двигателем MAN. Газовые балоны — там же, где аккумуляторы у электробуса, на крыше

Салон «гармошки» рассчитан на 137—153 пассажиров в зависимости от исполнения

И вот еще что интересно: за все время производства ЛиАЗа-677, вплоть до 1996 года, было сделано почти двести тысяч таких машин, а точнее, 194183 экземпляра. Это почти 70% от общего выпуска автобусов заводом вплоть до наших дней. Жаль только, в Ликино-Дулеве нет памятника ЛиАЗу-677 — зато они есть в других городах, включая подмосковный Волоколамск.

Сейчас ЛиАЗ, уже в составе Группы ГАЗ, — самый прибыльный среди автобусных заводов группы. За прошлый год он принес около 13 млрд рублей выручки, выпустив 2477 автобусов. В этом году прибыль и объемы будут несколько меньше — около 12 млрд рублей и двух тысяч машин. На каждый выпущенный автобус приходится примерно по сотруднику: сейчас на заводе работает 2061 человек, из них 1500 на постоянной основе, а остальные — при наличии заказов. Средняя зарплата — 29 тысяч рублей: не так уж и плохо.

До конца нынешнего года ЛиАЗ должен завершить поставку впечатляющей партии для Москвы: 2730 низкопольных машин на общую сумму 22 млрд рублей, все с экологически чистыми двигателями MAN. В конце августа 15 низкопольных «гармошек» ЛиАЗ-6213 купил Санкт-Петербург, они должны быть отгружены до ноября.

Наш ОТК: на новеньких автобусах, выставленных для журналистов в заводском дворе, мы обнаружили такое крепление сиденья...

...трещину в потолке около поручня....

...и очень элегантную кнопку

А вот троллейбусы (АР №3, 2008) здесь больше не делают: собрав около 200 экземпляров, завод свернул проект — как уверяют представители ЛиАЗа, из-за того, что эта ниша занята специализированными «троллейбусными» заводами.

Гибридный автобус (АР №18, 2008) и вовсе остался в единственном экземпляре: лиазовцы пока не видят перспектив для таких машин в нашей стране.

Зато теперь вместо гибрида построили электробус «на батарейках» — явно для Москвы, которая проявила интерес к таким машинам и даже собирается начать их опытную эксплуатацию.

Большинство автобусов в сборном цеху — низкопольные

Соавтор разработки — та же компания Мобэл, что оснастила электротягой автомобили и автобусы других марок (АР №22, 2011). Асинхронный электродвигатель отечественного производства питается от литий-ионных аккумуляторов, сделанных в Новосибирске по лицензии китайской компании Thunder Sky. Эти аккумуляторы заряжаются от сети 380 В, но при помощи дополнительной мобильной станции. Привод компрессора и насоса усилителя руля электробуса — электрический: иначе как будут работать пневмосистема и рулевое управление? А поскольку тут есть дизельный автономный отопитель, то в холода никакого «нулевого выхлопа» не получится.

На ходу электробус гудит и шумит не хуже троллейбуса, но движется более плавно. Заводчане уверяют, что на ровном участке он развивает до 80 км/ч, а в то, что одной зарядки хватает аж на 200 км, не верим!

В следующем году лиазовцы собираются провести сертификационные испытания электробуса и даже выпустить партию таких машин. Правда, электробус в два раза дороже базового автобуса (15 млн рублей против 7—8 млн рублей за низкопольную модель ЛиАЗ-5292 с двигателем MAN Euro 5). А грузоподъемность и, соответственно, пассажировместимость в два раза меньше из-за тяжеленных батарей (даром что те сделаны по нанотехнологиям). Но если правительство Москвы скажет: «Берем!» — так тому и быть.

Этот «вагон» — задняя часть сочлененного автобуса

А что здесь делают кузова Mercedes Sprinter? По нашему предположению, газовцы отрабатывают на ЛиАЗе технологии катафорезной обработки будущих нижегородских Спринтеров


Количество показов: 10614

Мнения


Чтобы высказать свое мнение, войдите на сайт или зарегистрируйтесь

Cергей Синцов, 23.12.2012 13:48:06
Любопытно как они будут ограничивать количество пассажиров,особенно в часы пик.
Перейти к обсуждению на форуме >>






Copyright © OOO "Газета АВТОРЕВЮ" 1990-2010