на сайт Авторевю
На главную страницу
 



Поиск по сайту


Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Подписка

Изменение параметров


RSS подписка на новости

Грузовики и автобусы


Авторевю


Авторевю UA



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования




Подшивка / Подшивка Грузовики и автобусы / 2011 / Грузовики и автобусы №2

Зверинец




Федор ЛАПШИН | Фото компаний-производителей и Сергея КУЗНЕЦОВА

В «зверинце» армейских бронеавтомобилей — пополнение. КАМАЗ заявил о начале сборки итальянского бронеавтомобиля IVECO, который у нас будет называться Рысь. А компания ВПК (она входит в тот же холдинг Русские машины, что и Группа ГАЗ) представила модернизированные бронемашины Волк-М, Тигр-М и второй образец броневика Медведь. Его фотографии публикуются впервые!

Второй Медведь

Когда я служил в Внутренних войсках МВД, у нас в полку был БТР-80, где вместо пулемета стояли сирена и мигалка: его предполагалось использовать для разгона демонстраций и подавления восстаний в колониях.

А затем Внутренние войска начали нести службу в горячих точках. В начале двухтысячных, на одной из армейских выставок представитель ВВ МВД во всеуслышание задал вопрос разработчикам бронетехники: «Когда для нас наконец будет создан специальный бронетранспортер, БТР-ВВ?» Ясно, что обычные бронетранспортеры — прожорливые, с небольшим ресурсом, отвратительной обзорностью и полным отсутствием эргономики — мало подходят для мирного или относительно мирного времени. Значит, нужна помесь бронетранспортера с автомобилем, аналог американских MRAP — Mine resistant ambush protected («защищенные от мин и нападения из засады»). С 2007 года военные США заказали для своих контингентов в Ираке и Афганистане больше 20 тысяч машин MRAP — и заявляют, что благодаря им потери от фугасов и внезапного обстрела снизились на 90%.

Первый экземпляр российского аналога, названного Медведь (он же БТР-ВВ и СПМ-3, специальная полицейская машина-3), был построен два с лишним года назад (АР №22, 2008). На машину поставили независимую подвеску и колесные редукторы от БТР-90, ярославский мотор ЯМЗ-7601, трансмиссию от Урала. Днище сделали не просто бронированным, но V-образным, отражающим осколки.

Первый Медведь получился страшноватым... ...но позже его слегка «облагородили»
Это уже не БТР! Даже КПП — с джойстиком Второй образец Медведя, вид сзади

Вскоре стало ясно, что Медведь нуждается в доработке. Защита недостаточна, огромный капот сильно ограничивает обзорность, эргономика далека от идеала. Поэтому и был построен второй образец Медведя — усовершенствованный.

У него иной облик — с новым, скошенным «носом». Двигатель уже не V-образный, а рядный — перспективная «шестерка» ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. (в будущем — 400 л.с.). Ярославская коробка передач — с джойстиком и электропневмоприводом фирмы Кора из Набережных Челнов, при помощи электропневматики управляется и «раздатка». При этом весь силовой агрегат крепится к подрамнику, который можно выдвинуть лебедкой — для обслуживания и ремонта. Тормоза усилены, максимальная скорость увеличена.

Бронезащита теперь разнесенная (два бронелиста вместо одного, более толстого) и дифференцированная — то есть усиленная в наиболее важных местах, как у «классических» БТР. Такой бронекузов стал легче — соответственно, увеличилась грузоподъемность машины.

Изнутри кузов обшит противоосколочной защитой, пол имеет V-образную форму

Днище сделано многослойным, причем V-образную форму имеет не только оно, но и пол бронекапсулы, где сидят бойцы. Жаль только, что «противоминные» сиденья, амортизирующие удар, на опытном образце стоят только спереди. Но в целом машина уже близка к американским MRAP — по внешнему виду, конструкции, внушительным размерам... И по защищенности.

Создатели обещают, что Медведь должен выдержать обстрел бронебойными пулями из снайперской винтовки СВД (шестой класс защиты по ГОСТу), а главное — подрыв семи килограммов тротила под колесом или днищем.

Хотелось бы верить! Я смотрел видео испытаний по подрыву обычного бронетранспортера шестью килограммами взрывчатки. В воронке может спрятаться взрослый человек...

Паспортные данные
Модель
СПМ-3 ВПК-3924 Медведь
Образец
первый
второй
Дорожный просвет, мм
500
500
Полная масса, кг
12800
12800
Грузоподъемность, кг
1200
2000
Экипаж+десант, чел.
1+8
1+8
Баллистическая защита, класс по ГОСТу
6
3/5/6
Противоминная защита
граната Ф-1
7 кг ТНТ
Макс. мощность двигателя, л.с.
300
312
Макс. скорость, км/ч
100
110
Запас хода
по контрольному расходу топлива, км
1000
1000

Волк-М и Тигр-М

О семействе бронеавтомобилей Волк мы рассказывали в АР №16, 2010: их главное отличие от хорошо известного Тигра — в модульной конструкции, нововведениях наподобие активной подвески и очень мощной «стрелковой» защите, в том числе от бронебойно-зажигательных пуль СВД.

Волк-М, как и три первых образца, имеет модульную конструкцию. Но противоминная защита здесь усилена

Но первые Волки, как и Медведь, были недостаточно защищены от подрыва — а теперь создан Волк-М, он же Волк-IV (в отличие от образцов I—III). В его днище встроен противоминный «сэндвич», и все сиденья «противоминные». Правда, они западноевропейского производства: российский аналог, увы, дороже. Из-за этих кресел число мест в кузове сократилось с восьми до шести (плюс два сиденья спереди), зато кузов стал выше и просторнее.

Другой модернизированный броневик, армейский Тигр-М, наоборот, был шестиместным, а стал девятиместным. Правда, чем больше человек в машине, тем больше потенциальные потери при подрыве или нападении.

И почему заказчики из Министерства обороны выбрали для Тигра-М лишь третий класс защиты по ГОСТу? Такая броня не защитит от нынешних пуль автоматов Калашникова с термоупрочненным сердечником! Хотя во Внутренние войска МВД давно поставляются Тигры, бронированные по более высокому, пятому классу.

Все сиденья Волка-М — «противоминные» Тигр-М получил ригельные дверные замки...
Тигры-М уже сходят с конвейера в Арзамасе: хорошо виден двигатель ЯМЗ ...и металлическую переднюю панель в кабине

Зато Тигр-М наконец-то обрел российский двигатель. До сих пор Тигры оснащались бразильским 205-сильным двигателем Cummins: именно из-за него Министерство обороны России не спешило закупать машину. А у Тигра-М — перспективная рядная «четверка» ЯМЗ-5347-10 мощностью 215 л.с. Правда, из-за нее на капоте появился характерный «горб», зато такой капот — бронированный.

Вместе с новым мотором устанавливаются горный тормоз (знакомая водителям грузовиков заслонка на выпуске) и более мощный предпусковой подогреватель на 16 кВт (прежде — 12 кВт). Барабанные тормоза увеличены, оба дифференциала — и передний, и задний — теперь блокируются. «Запаску» стало удобнее опускать и поднимать благодаря лебедке, в салоне легче дышится: тут есть и фильтровентиляционная установка ФВУ, и кондиционер. Военные отказались от круглого люка в крыше: вместо него — два прямоугольных.

Вместо пластиковой передней панели в кабине — металлическая (таково требование военных по пожарной безопасности), а вместо обычных дверных задвижек — более надежные ригельные замки.

Тигр-М можно отличить по капоту с «горбом» и «бочонку» фильтровентиляционной установки на корме

Теперь в гамме компании ВПК сразу три новинки, все с ярославскими дизелями: Медведь, семейство Волков и Тигр-М (наиболее компактный и дешевый, но и наименее защищенный). Тем временем в Набережных Челнах готовится к выпуску их прямой конкурент...

Камазовская Рысь

Рассказывая в прошлом году (АР №11, 2010) о проекте производства итальянского броневика IVECO LMV на КАМАЗе, мы предположили, что он будут называться Барс: крылатый барс — символ Татарстана. Не угадали: машина, как и у себя на родине, в Италии, будет называться Рысь. И если в прошлой статье мы публиковали фотографии LMV, сделанные за рубежом, то теперь перед вами — IVECO с российскими номерами (правда, еще «гражданскими») и на российских же учениях. Это один из двух опытных образцов, пришедших на КАМАЗ осенью 2009 года. Закупались ли такие машины в прошлом году?

При помощи компаниии Владвнешсервис, которая обрабатывает таможенные данные, мы выяснили, что 11 сентября 2010 года были растаможены еще два «многофункциональных транспортных средства малой грузоподъемности» M65E19WM (LMV). Отправитель — подразделение военных автомобилей IVECO в городе Больцано, получатель — КАМАЗ. Обе машины 2009 года выпуска, растаможивались, как обычные легковушки. Так и написано: «кузов — легковой». Один из броневиков весит 6130 кг, другой — 6200 кг, полная масса — 7100 кг (Тигр-М тяжелее, 6600 кг в снаряженном состоянии и 7800 кг с нагрузкой). Двигатель — 190-сильный (Тигр-М мощнее на 25 «лошадей»).

Таможенная стоимость машин на удивление невелика, чуть больше 76 тысяч долларов (хотя, по нашей информации, стоимость бронированного LMV — около 360 тысяч долларов, и даже Тигр стоит 150 тысяч). Цену занизили, чтобы пошлина была меньше? Или машины пришли с «уменьшенным» комплектом бронезащиты?

Кадры видеосъемки зимних испытаний на проходимость. Тигр вырвался вперед, Урал тоже едет, а IVECO и Нumvee сразу же застряли

Насколько нам известно, пока бронирование LMV в России не проверяли — хотя в рекламном проспекте написано, что машина может бронироваться даже от обстрела из крупнокалиберных пулеметов (12,7 и 14,5 мм). Похоже на фантастику: от выстрела такого калибра «в борт» не защищает даже армейский БТР.

Но и без того заявлено, что LMV выдерживает обстрел бронебойно-зажигательными пулями винтовки СВД (третий уровень STANAG) и взрыв противотанковой мины (это не меньше шести килограммов взрывчатки).

Но как держит такой взрыв противотанковой мины броня, собранная на болтах (у российских аналогов кузов цельносварной)? Насколько бронирование по евростандарту STANAG соответствует более жесткому российскому ГОСТу, не допускающему наличия ослабленных зон? Как себя поведет на морозе керамическая броня (она устанавливается на LMV) с полиэтиленовой, а не алюминиевой, как у российских аналогов, подложкой?

Интерьер незатейлив, зато коробка передач автоматическая

Вид снизу: независимая подвеска и бронированное днище Средняя стойка LMV: хорошо видно, что бронеэлементы привинчены к трубчатому каркасу

И это далеко не все вопросы. В предыдущей публикации уже упоминалось о том, что во время сравнительных испытаний на снежной целине IVECO вчистую проиграл российскому Тигру. Теперь мы получили видеокадры испытаний: отлично видно, что LMV и американский HMMWV сразу же зарылись в снегу.

Cпециалисты уверяют, что LMV рассчитан на эксплуатацию при температурах до –32°С, в то время как от российской армейской техники требуется работоспособность до –50°С. А «низкотемпературная» доводка — очень недешевое мероприятие. Кстати, на LMV стоит турбодизель той же серии F1, что на фургончиках Fiat Ducato из Елабуги, только более крупный (не 2,3, а три литра). Редакционный Ducato не завелся в климатической камере при –25°С...

Фотография LMV, подорванного в Афганистане, обошла весь интернет. Российские специалисты внимательно изучили ее, и у них появились сомнения во взрывостойкости машины, поскольку заряд, по их расчетам, не превышал одного килограмма тринитротолуола

Разумеется, импортные агрегаты, включая коробку-«автомат», потребуют фирменного обслуживания, хороших топлива и масел. Да и цена самой машины впечатляет: по нашим расчетам, LMV дороже Тигра в 2,4 раза, а перспективного Волка — в 1,4 раза.

«Что с проектом LMV?» — спросил я генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина на недавней пресс-конференции. Тот улыбнулся: «Машина отличная!» По словам Когогина, в 2011 году КАМАЗ обязан по договору закупить десять машин, они будут сделаны (видимо, из машинокомплектов — Ф.Л.) в научно-техническом центре КАМАЗа и отправлены на войсковые испытания.

«Камазовский» IVECO LMV (хорошо виден номерной знак 16-го региона) на учениях Псковской дивизии ВДВ

Судя по тому, что что Россия приняла решение о закупке французских вертолетоносцев Мистраль, вопрос с IVECO окончательно решен. Если бы мне во время службы в армии сказали, что в России появятся итальянские броневики, я бы не поверил.


КАМАЗ-панцер

Эту шпионскую фотографию нам прислали из Набережных Челнов, с КАМАЗа. Что за страшный броневик, напоминающий «самопальные» конструкции времен войны в Югославии? Почему у него спереди две оси, а сзади — всего одна?
У пользователей интернета есть забавное словечко «шушпанцер»: оно составлено из двух — «шушпанчик» (зверушка, которую никто не видел) и «шутценпанцер» (по-немецки — бронетранспортер) — и означает необычную или уродливую бронетехнику. Так что это — типичный шушпанцер... То есть КАМАЗ-панцер.

Кстати, еще в 2008 году КАМАЗ планировал помимо существующего двухосного броневика Выстрел создать аналогичные трех- и четырехосные машины, рассчитаные соответственно на 13 и 18 бойцов (мы публикуем схему четырехоски). Но, видимо, продолжения у этих проектов уже не будет.


Кстати...

На прошедшей в Москве выставке Интерполитех-2010 впервые был показан бронеавтомобиль VBL французской компании Panhard, оснащенный 95-сильным турбодизелем Peugeot. Сама машина давнишняя (она была разработана еще в восьмидесятых годах), зато умеет плавать. Panhard VBL стоит на вооружении как минимум 19 стран, от США до Грузии, и французы надеются на то, что их броневиком заинтересуются российские силовые структуры. Но его шансы в России невелики — хотя бы потому, что VBL трехместный и слабо защищен: всего лишь по первому уровню европейского стандарта STANAG.



Тигры за границей

Еще несколько лет назад партию Тигров закупила полиция Пекина. Любопытно, что китайцы заменили эмблему на свою, с иероглифом: там машина называется Защитник В Монголии, на фоне монумента Чингисхану. SWAT, «специальное оружие и тактика» — наименование полицейского подразделения, заимствованное у американцев
Испытания Тигра в Бразилии: полицейский патрулирует фавелы (трущобы) Рио-де-Жанейро. Вдали видна знаменитая гора Сахарная Голова
Израильтяне оснастили машину установкой активной защиты Bright Arrow: она сама распознает место нападения и открывает огонь. У пулеметчика — видеоэкран и два джойстика, как в компьютерной игре, а под пулеметом — пусковые установки для «перехвата» гранат, выпущенных из гранатомета: заряды взрываются в воздухе рядом с гранатами. Кстати, в Израиле машина называется не Тигр, а Coydog (помесь койота и собаки)

Количество показов: 25647

Мнения


Чтобы высказать свое мнение, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

vladimir_mann, 05.04.2011 16:12:27
да..... наши чиновники делают все возможное, чтобы сделать армию менее боеспособнои. еще один пример современная форма(от юдашкина), которая оплавляется и прилипает к телу.(как она прошла госпроверку великая таина)думаю потенцеальные противники скажут им большое человеческое спасибо.
CumminsDiesel, 06.04.2011 20:22:42
Ах-хах-хах, с год назад на форуме Авторевю мне местные спезиализты и прочие икспэрты с пеной у ротиков доказывали, какая шняга, этот MRAP, и какая круть, этот БТР. Конечно, эти спезиализты БТР видели по телевизору, а MRAP - на картинках, но это не помешало им составить очень точную эксплуатационную оценку каждой машины. И что мы имеем на сегодняшний день? Хоп тебе на! Оказывается, MRAP - образец для подражания, а БТР вне поля боя просто бесполезен.
Черненький Александр, 09.04.2011 03:24:47
А танки у нас будут, видимо, "Леопард" с "Меркавой".... Докатились...
Злой Чиж, 09.04.2011 10:03:34
Черненький Александр,
Ну, положим, Меркава - еще не худший вариант...
Алексей67, 10.04.2011 20:34:57
Цитата
Злой Чиж пишет:
Черненький Александр,
Ну, положим, Меркава - еще не худший вариант...
На родине у сионистов....
Злой Чиж, 11.04.2011 09:39:17
Алексей67,
Ну почему же? Да и в общем, Леопард и Меркава, превосходят М1А4. Опять же - русскоязычные инструкции есть...
Robin, 16.04.2011 22:39:28
2Черненький Александр
Докатились мы давно,в России один нормальнй танк Т-90с и то построенный на основе Т-72!,и стоит он армии в трое дороже Леопарда!!!
Юдин Максим, 21.04.2011 10:34:59
Цитата
У пулеметчика — видеоэкран и два джойстика, как в компьютерной игре

Клавиатура с мышкой-то удобнее!
Перейти к обсуждению на форуме >>






Copyright © OOO "Газета АВТОРЕВЮ" 1990-2010